Поклоняемся Страстям Твоим... (Страстная седмица)
Каждый день Страстной седмицы, последней недели жизни Иисуса Христа, отмечен каким-то особенно важным событием. Более всего чувствуешь это сам, когда обращаешься к евангельскому рассказу о страданиях Христовых и мысленно созерцаешь места, где происходили эти события.
В первые три дня этой недели улицы древнего Иерусалима снова услышали бессмертные слова Господнего учения. Христос в канун Своих страданий снова учил и изобличал, обращаясь к народу, к иудейским старшинам и власти.
В Понедельник, указывая на римский динарий, Он учил тому, что нужно отдавать кесарю кесарево, а Божие — все же отдавать Богу. В этот же день Святая Церковь напоминает нам о бесплодной смоковнице как символе бесплодной души человека, который не приносит истинного плода покаяния, а только лицемерно выполняет внешние предписания закона.
Во Вторник Спаситель, обращаясь к предводителям иудейского народа — фарисеям и книжникам — снова грозно осуждает лицемерие. Слово Господа было преисполнено такой силы и гнева, что вызвало потрясение в иудейском обществе. Христос сравнил фарисеев с окрашенными гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). В этот же день Христос, отходя на Великий Жертвенный Подвиг, обращается к каждому из нас: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13).
Великая Среда переносит нас в Вифанию, в дом Симона прокаженного, где происходят два события, которые образно показывают нам два пути человеческой жизни.
К Господу подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и, разбив сосуд, вылила миро Ему на голову. В ответ на изумление и возмущение учеников, Спаситель ответил, что, вылив миро это, «она доброе дело сделала» (Мк. 14, 6), потому что таким образом загодя приготовила Его к погребению. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14, 9).
В тот же вечер произошло еще одно событие, в котором проявился самый мерзкий из присущих человеку недостатков. Ученик предает своего Учителя. «Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» (Мф. 26, 14–15).
Очевидно, что между жертвой Марии и предательством Иуды существует связь, и она отнюдь не случайна. Мироносица Мария и Иуда Искариот являются воплощениями двух диаметрально противоположных взглядов на мир и человека, и примирить разделяющие их противоречия невозможно.
В Великий Четверг Святая Церковь собирает всех нас, православных христиан, в Сионской горнице Иерусалима за одной общей Тайной Вечерей Господа нашего Иисуса Христа с Его учениками. На ней было установлено Таинство Евхаристии — причастия Тела и Крови Христовых.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).
Это таинство и по сегодняшний день совершается за каждой Божественной литургией в наших храмах, превращая нас в сотрапезников Христовых апостолов.
За вечерним богослужением в этот день совершается чинопоследование двенадцати Евангелий. По давней православной традиции, во время их чтения верующие стоят в церкви с зажженными свечами, которые потом приносят домой, освящают свое жилье и зажигают от них лампады. В Евангелиях, которые читают в этот вечер, повествуется о страданиях и крестной смерти Спасителя.
В Гефсиманском саду в этот святой вечер мы становимся свидетелями молитвы Христа до кровавого пота, который каплями падал на землю. Вот мы видим как приближается караул, и бывший ученик лицемерным «Радуйся» и коварным поцелуем предателя отдает на смерть Учителя.
А дальше оговор, неправедный суд, издевательство, побои, насмешки, оплевывания...
И Великая Пятница — самый скорбный день в церковном году. Это день, когда вспоминаются Святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа, когда совершились распятие и крестная смерть Спасителя.
Крестная смерть Христа произошла по Евангелию в девять часов, что соответствует приблизительно третьему часу дня по нынешнему времени. Поэтому после полудня в храмах совершается вынос из алтаря на середину храма плащаницы — шитого или иконописного изображения снятого с Креста тела Спасителя.
Распят Спаситель. Божественная Любовь отдана на поругание, Божественное Милосердие пригвождено к Древу, Божественная Кротость истекает Кровью. Какая живая душа не затрепещет, с ужасом глядя на это? В тот страшный день затемнялось солнце, дрожала земля, распадались камни, и мертвецы, не выдерживая происходящего, оставляли свои могилы. Страшно и представить себе подобное, но еще страшнее осознать, что каждый из нас виноват в страданиях и смерти Сына Божиего. Распятый страдал за злодеяния и грехи всех поколений людей, которые были и будут до конца мира. Иисус Христос распят за нас, увязших в грехах...
В те бесконечные мгновения пречистое тело Богочеловека раздирали все истязания, придуманные человеческой злобой... Господь пережил душевные скорби всех тех, что жили, и тех, что живут сейчас, выплакал слезы всех отцов и матерей, вобрал в Свое сердце гибель всех человеческих сыновей и дочерей. Терпя Крестные муки, Господь проливал свою кровь и отдавал Свою жизнь за грехи всего человечества, но прежде всего — во искупление первородного греха, совершенного на заре истории.
«Свершилось», — были Его последние слова на Кресте. И испустил дух.
Аминь.
2005 г.
← Молитва Святого Ефрема Сирина | Милость Божия (В первый день Великого поста) → |
---|
Церковные Таинства
— Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Из Церковного Предания известно, что даже среди первых ближайших последователей Христа был врач — апостол и евангелист Лука. В XX в. жил и творил богоугодный врач — известный хирург, ученый — святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православная Церковь прославила его среди святых. Этот пример показывает, что сочетание врачебного искусства с глубокой верой в Бога может приносить вместе и телесные, и духовные плоды. |
Подробнее ... |