Пою Богу моему (Речь на выпускном экзамене регентского класса, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1974 г.)
Я хочу сердечно поблагодарить заведующего кафедрой Церковного пения Николая Васильевича, всех педагогов, дирижеров и исполнителей за прекрасное пение. Если бы меня попросили резюмировать впечатление, я бы сказал, что хор совсем не профессиональный, но пение очень близко к профессиональному. Отрадно, что в нынешнем вашем выступлении мы находим прекрасное сочетание приятного с полезным. Приятное—это то, что мы пережили хорошие минуты, слушая прекрасное пение, а полезное—то, что ваше исполнение—это прекрасный результат многих и усиленных трудов как педагогов, так и учащихся.
Западные христиане не могут до конца понять, почему мы, православные, не используем музыкальных инструментов в нашем богослужении. Не могут понять того, что для нас, православных людей, очень понятно и трогательно, потому что в нашей традиции, в богослужениях, в нашем церковном пении мы не прибегаем к помощи других инструментов: мы сами себя делаем инструментом и хвалим Бога во струнах и органах наших сердец. И это замечательно, потому что хорошие песнопения, хороший хор способствуют молитвенному настроению, облегчают молитву, делают ее сердечнее. Хор воспитывает у верующих людей чувство прекрасного. Однажды, по окончании богословских переговоров с лютеранами, я обратился к католическому епископу: "Каковы Ваши впечатления после наших богословских собеседований?" Он мне очень скромно, но твердо ответил: "Могу сказать только одно, что после этого я еще больше люблю мою, католическую Церковь". Так и мы, когда соприкасаемся с настоящим хорошим церковным пением, мы, верующие люди, еще больше ценим свою восточную, православную традицию, с таким прекрасным многообразием в церковных песнопениях и в их исполнении.
За прекрасное исполнение, за ваши труды приношу вам сердечную благодарность и желаю, чтобы все вы пели Богу "дондеже есте".
Западные христиане не могут до конца понять, почему мы, православные, не используем музыкальных инструментов в нашем богослужении. Не могут понять того, что для нас, православных людей, очень понятно и трогательно, потому что в нашей традиции, в богослужениях, в нашем церковном пении мы не прибегаем к помощи других инструментов: мы сами себя делаем инструментом и хвалим Бога во струнах и органах наших сердец. И это замечательно, потому что хорошие песнопения, хороший хор способствуют молитвенному настроению, облегчают молитву, делают ее сердечнее. Хор воспитывает у верующих людей чувство прекрасного. Однажды, по окончании богословских переговоров с лютеранами, я обратился к католическому епископу: "Каковы Ваши впечатления после наших богословских собеседований?" Он мне очень скромно, но твердо ответил: "Могу сказать только одно, что после этого я еще больше люблю мою, католическую Церковь". Так и мы, когда соприкасаемся с настоящим хорошим церковным пением, мы, верующие люди, еще больше ценим свою восточную, православную традицию, с таким прекрасным многообразием в церковных песнопениях и в их исполнении.
За прекрасное исполнение, за ваши труды приношу вам сердечную благодарность и желаю, чтобы все вы пели Богу "дондеже есте".
Церковные Таинства
— Миропомазание есть Таинство, в котором верующим при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются Дары Святого Духа, укрепляющие христианина в духовной жизни. Поэтому и Таинство это называется Таинством Миропомазания. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28). |
Подробнее ... |