Проповедь на Рождество Христово

"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк.2,10-11).

Такими словами возвещено было миру преславное событие воплощения Сына Божия. И кому было возвещено? Пастырям, простым людям. Однако они тотчас уразумели тайну, возвещаемую им Ангелом, и, оставив все, поспешили насладиться ею. "Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь" (Лк.2,15).

Подобно пастырям, собрались и мы все ныне в Вифлееме—в храме Божием, желая уразуметь тайну воплощения. Возможно ли, чтобы кто-либо из христиан не постигал блаженства, приносимого на землю вочеловечением Сына Божия? Возможно ли, чтобы это блаженство оставалось неведомым для кого-либо из нас, находящихся в совместной молитве, начало и цель которой сосредоточиваются во едином: да будет воздана слава в вышних Богу, благоволившему утвердить на земле мир.

Святая Церковь из года в год устами Ангела со страниц святого Евангелия благовествует нам о радости Бо-говоплощения. С одной стороны, она делает это потому, что блаженство, возвещенное Ангелом, так велико, что сколько бы мы ни слушали и ни уразумевали его, оно всегда остается обильнейшим источником и размышлений, и радости; с другой—Церковь опасается, чтоб кто-либо из детей ее по слабости или по лености не оставался без побуждений к духовной радости. Итак, углубимся ныне в основание радости, возвещенной Ангелом.

Уста человека многоглаголивы, язык же Ангелов краток. Возвещая земнородным радость велию, небесный посланник все побуждения к ней заключает в кратких словах: "Ныне родился вам Спаситель" (Лк.2,11). Слова эти заключают в себе неисчислимые сокровища благодати, как говорят о том богодухно-венные учители—пророки и апостолы. Что же возвещают нам в эту святую ночь Ангелы с пророками и апостолами? Они возвещают: радуйтесь, ибо родился Пророк, наставляющий вас на всякую истину; радуйтесь, ибо родился Священник, примиряющий вас с Божеством; радуйтесь, ибо родился Царь, защищающий вас от врагов видимых и невидимых.

Родившийся Спаситель возвращает нам свет истины, нами потерянный; возвращает правду, у нас похищенную; возвращает безопасность, нас оставившую.

Рождество Христово воссияло миру свет разума!

Для научения нас приходит Сам Сын Божий. Тот, Кому в безмолвии внимают сонмы Ангелов, приходит просветить нашу тьму. Человек! Собери все твои недоумения, измысли новые. Пусть они будут темны, как ночь,—не беда: и ночь, как день, пред Ним. Ты не знал, что такое Бог, с кем Его можно сравнить и кому уподобить? (Ис.40,18). Родившийся—это сияние славы Божией и самый образ существа Его (Евр. 1,3). Ты не знал, откуда ты произошел? Родившийся—это Тот, Кому Творец твой сказал при создании первого человека: "Сотворим человека по образу Нашему" (Быт. 1,26). Ты не знал, что будет с тобою за гробом? Родившийся—это Тот, Который в начале... основал землю, и небеса—дело рук Его (Евр. 1,10). Пусть не устрашит тебя величие твоего Господа. Он является для научения тебя, не с громами синайскими, но с кротостью младенческой; избирает местом наставления не город пышный и шумный, а безмолвный вертеп. А чтоб ты не устыдился предстать перед Ним со скотскими твоими наклонностями,—Он первую речь простирает к тебе из яслей; а чтоб поселить в тебе уверенность в Его сострадании к твоим немощам,— проповедь Его начинается слезами.

Началом всех грехов наших и, следовательно, вражды нашей против Бога было то, что мы с прародителями пожелали быть, как боги, дерзнули на похищение славы Божией,—а вот Ходатай наш отрекается Божественной славы, принимает зрак раба и делается, как человек. Мы от самого рождения стремимся погрузить себя в удовольствия мира—Ходатай наш из утробы матерней ввергается в бездну лишений, самых тяжких для плоти. Для нас корысть есть, если не единственный (ибо порок не терпит единобожия), то любимый идол, которому мы служим и телом и душою,—Ходатай наш рождается в столь бедном состоянии, что не находит для себя пристанища. Мы до самого гроба гоняемся за честью и, будучи прах и пепел, не можем терпеть высших нас—Ходатай наш, будучи Господом всяческих, от самой колыбели вписывается в число последних подданных кесаря. Не довольно ли и этого, душа грешная, чтобы возродить в тебе надежду спасения?

Сам Бог носит образ наш. О человек! Ты пал, ты пал, но, если можно сказать, не вниз, а вверх, ибо ты пал в глубину Божественной любви.

Что же мы, грешные, должны делать, чтобы быть достойными этой любви? Отец Небесный, посылая в мир Сына Своего, то же говорит нам, что некогда говорил Моисею: "Смотри, сделай... по тому образцу, какой показан тебе..." (Исх.25,40). Спаситель наш для того родился и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину, и наше бытие на земле, в плане Промысла, не имеет другой цели, кроме той, чтобы свет наш светился перед людьми и чтобы все, видящие дела наши, прославляли Отца, Который на небесах. Спаситель наш пришел дать душу Свою в цену избавления за грехи всего мира, да не будет и для нас меньшей любви, как полагать, в случае необходимости, душу свою за други своя. Спаситель наш явился, чтобы низложить всех врагов нашего спасения, воцарить всюду радость и мир, и для нас нет большей славы, как побеждать собственные страсти, владычествовать над желаниями своего сердца, созидать мир и братство среди людей. Когда мы вообразим в себе эти качества Христа Иисуса, тогда настоящая радость наша будет исполнена и никто не отнимет ее у нас. Тогда Сам Иисус Христос, Виновник нашей радости и спасения, вообразится в нас. Аминь.
 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Еще во времена Византийской империи возник принцип "симфонии" Церкви и государства. Тогда считалось, что Церковь отвечает за нравственное состояние общества и занимается "божественными делами". Государство же занимается делами "земными", обеспечивая жизнедеятельность общества.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru